“Убить чужим ножом”

korea“Убить чужим ножом” – одна из наиболее часто используемых китайских стратагем, смысл которой заключается в том, чтобы конкурент оказался поражен некоей третьей стороной (или же своими союзниками). Вот пример использования этой стратагемы для решения задач международной конкуренции.

Усиление Японии на международной арене в 80-е годы ХХ века очень не нравилось американским стратегам…

Вовлечение других стран в конкуренцию в сфере операционной эффективности – один из стратегических приемов стран-лидеров, причем применяемый не только по отношению к развивающимся странам. Иллюстрацией здесь может служить стратегия американских микроэлектронных компаний и правительства Соединенных Штатов в период с 1983 по 1990 г., нацеленная на устранение Японии как активного конкурента на наиболее прибыльных рынках интегральных микросхем. Эта стратегия охватывала три направления действий:

1. развязывание “торговой войны” против Японии;

2. интенсификация научно-промышленной политики при долевом финансировании из бюджета Министерства обороны;

3. создание конкурентов Японии в лице компаний из Южной Кореи и других азиатских стран.

Американские компании, и в первую очередь ИБМ, приняли стратегическое решение передать в Южную Корею технологии и фотолитографические маски микросхем оперативной памяти и некоторых других микросхем с тем – чтобы у японских компаний появились конкуренты на мировом рынке. Тем самым обеспечивалось выполнение нескольких задач:

1. доступ к дешевым интегральным схемам памяти для американских производителей компьютеров;

2. сокращение финансовых ресурсов для рыночного маневра, имеющихся у японских корпораций;

3. устранение перспективы возникновения в лице Японии равного США конкурента.

Цит. по Дементьев В.Е. Модернизация российской экономики и государственное управление. – М.: КомКнига, 2006